Форум «РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА - 2023»

РЕГИСТРАЦИЯ ОНЛАЙН ЗАКРЫТА

Эксперты озвучили главные условия внедрения беспилотников в единое воздушное пространство

На Форуме «РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА – 2023» ведущие руководители и специалисты авиационной отрасли обменялись мнением и опытом в области развития беспилотных авиационных систем (БАС) и авионики в России.

В пленарной дискуссии «Интеграция БАС в общее воздушное пространство» приняли участие представители ООО «Геоскан, ПАО «Корпорация «Иркут», АО «РИВР», АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035», ООО «Флай Дрон», АО «КТ-Беспилотные системы» и Ассоциации вертолетной индустрии.

Участники обсуждения озвучили главные препятствия для внедрения БАС в единую транспортную систему и инструменты их преодоления.

Генеральный директор АО Навигатор Сергей Бабуров отметил: «Сегодня мы наблюдаем существенный скачок в повышении интереса к БАС со стороны государства. Мы пытаемся наверстать то, что было упущено за многие годы. Проблема заключается в том, что отрасль страдает из-за отсутствия единого окна. Необходимо определить головную организацию по этой тематике, которая будет систематизировать процессы, поможет нам работать в едином ключе и двигаться вместе в одном направлении».

Значимость системности в деятельности по развитию БАС подчеркнул и советник ПАО «Иркут» Олег Косолапов. «Нужно давать рынку не отдельные решения, а комплекс, который будет состоять не только из беспилотников, но и систем их управления, необходимых сервисов для работы с БПЛА в автоматическом режиме», - сказал он.

Генеральный директор ООО «Геоскан» Алексей Юрецкий сделал акцент в своем выступлении на необходимость создания норм регулирования эксплуатации БВС: ««Сейчас 80% процентов беспилотников летают в «серой зоне», потому что правила, регулирующие их движение, накладывают фактически невыполнимые в условиях становления отрасли требования. Нужно продвигать использование БПЛА не только с позиции коммерции, но и со стороны государства. Должно стать возможным получение быстрого разрешения на полеты, например. Тогда рынок сам вырастет, ему не нужно будет помогать».

Еще одной важной темой, затронутой во время пленарной дискуссии, стал вопрос кадрового обеспечения отрасли БАС. Проректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Роберт Уразов рассказал о ключевых сложностях подготовки специалистов по этому направлению. По мнению эксперта, это неопределенность требований к претендентам, скачкообразное развитие отрасли и сложность прогнозирования дальнейших периодов, а также разные «языки» систем образования и производственной деятельности, которые сложно объединить в единые критерии. «Сейчас мы проектируем в рамках национального проекта так называемый кадровый реестр БАС, который, если говорить простым языком, будет «сшивать» вместе вакансии, должностные инструкции, квалификационные требования, образовательные программы, и скачивать данные у бизнеса. Прототип уже есть, мы открыты для сотрудничества», - заключил Роберт Уразов.

В заключение дискуссии спикеры высказались о значимости поддержки сферы БАС со стороны государства и необходимости внедрении соответствующих регулирующих и стимулирующих федеральных программ.

После пленарного заседания в рамках форума прошли круглые столы «Городская аэромобильность. Реальность или далекое будущее» и «Ключевые вопросы кадрового обеспечения разработки, производства и эксплуатации БАС». В основной части деловой программы свои доклады представили специалисты Филиала «Региональные самолеты» ПАО «Корпорация ИРКУТ», АО «Уральский завод гражданской авиации», НИЦ «Аэроскрипт» и другие участники.

Всего Форум «РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА – 2023» посетило почти пятьсот человек.

Институт Авиационного Приборостроения «Навигатор» (АО «Навигатор») – ведущее российское предприятие по разработке и производству бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Аппаратура «Навигатора» входит в комплекс БРЭО новейших российских воздушных судов. Предприятие осуществляет полный цикл научно-производственной деятельности: исследования, разработку, производство, испытания, сбыт и сопровождение эксплуатации своей продукции.

Скачать пост-релиз

Общий тайминг форума

Время Название Зал
9:00 – 10:00 Регистрация / кофе-брейк Холл
10:00 – 11:40 Пленарная дискуссия «Интеграция БАС в общее воздушное пространство» ЗАЛ Туполев
11:40 – 12:00 Кофе-брейк Холл
12:00 – 14:00 Доклады, часть I. Основная программа. ЗАЛ Туполев
12:00 – 14:00 Доклады, часть I трек БВС ЗАЛ Миль
12:00 – 14:00 Круглый стол «Ключевые вопросы кадрового обеспечения разработки, производства и эксплуатации БАС». ЗАЛ Ильюшин
12:00 – 14:00 Круглый стол «Городская аэромобильность. Реальность или далекое будущее» Зал Камов
14:00 – 15:00 Обед  
15:00 – 16:00 Доклады, часть II. Основная программа. ЗАЛ Туполев
15:00 – 17:30 Доклады, часть II. Трек БВС ЗАЛ Миль
15:00 – 17:30 Экспертная сессия «Сценарии применения БАС. Средства обеспечения ситуационной осведомленности. Риск-ориентированный подход» Зал Камов
15:00 – 17.30 Круглый стол «Автоматическое зависимое наблюдение-вещание (АЗН-В) – проблемы при внедрении технологии, предложения по повышению уровня безопасности. Развитие аэронавигационной системы на основе технологий АЗН-В» ЗАЛ Ильюшин
16:00 – 17.30 «Краш-тест» проектов ЗАЛ Туполев
17:30 – 18.00 Награждение Лучших студенческих проектов ЗАЛ Туполев
19:00 – 22.00 Ужин Ресторан Беллини
 

 

 

Пленарная дискуссия «Интеграция БАС в общее воздушное пространство»

Время: 10:00 – 11:40

Место проведения: Зал Туполев

 

ДИСКУССИЮ МОДЕРИРУЕТ: PR-директор ООО «Флай дрон» Ивашов Николай Юрьевич

 

Участие приняли:

1. Бабуров Сергей Владимирович – генеральный директор АО «Навигатор»;

2. Брагин Алексей Юрьевич – генеральный директор АО «РИРВ»;

3. Дрягин Дмитрий Михайлович – генеральный директор  АО «КТ – БЕСПИЛОТНЫЕ СИСТЕМЫ»;

4. Каниовский Александр Евгеньевич – первый заместитель генерального директора, сооснователь ООО «Флай Дрон»;

5. Карцев Вячеслав Владимирович – заместитель председателя Правления Ассоциации Вертолётной Индустрии;

6. Косолапов Олег Юрьевич – советник генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут»;

7. Уразов Роберт Наилевич – проректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035»;

8. Федоров Николай Григорьевич – советник генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут»

9. Юрецкий Алексей Владимирович – генеральный директор ООО «Геоскан»;

 

Вопросы дискуссии:

 

 


Доклады, часть I. Основная программа.

Время: 12:00 – 14:00

Место проведения: Зал Туполев

 

МОДЕРАТОР: Федоров Никита Сергеевич 

 

Информация о докладе

Видео

Презентация

1

Системная инженерия на основе формальных моделей.

Рыжов Дмитрий Сергеевич, Начальник отдела системного моделирования АО «Навигатор»;

Тезисы: Системная инженерия на основе формальных моделей – современная активно развивающаяся методология успешной разработки сложных технических систем. На смету текстовым документам для выполнения системного анализа и проектирования приходят специализированные САПР. САПР для системной инженерии основаны на формальных языках моделирования Capella, SysML, AADL. Доступность инструментов в свободном доступе (open source) позволяет активно двигаться в данном направлении, создавать интегрированные решения и внедрять новые методы и инструменты в проекты по разработке систем. В докладе будет рассказано о нашем текущем опыте и дальнейших планах развития в данном направлении.
Требования к организации процессов разработки на уровне системной инженерии в проектах создания авионики для гражданских применений содержатся в стандартах КТ-4754, КТ-4761, методических руководствах FAA, EASA. Сертификация организаций на соответствие данным стандартам требует большого количества усилий от исполнителей. И эти усилия часто не ведут к существенному повышению уровня безопасности и качества разрабатываемых систем, при этом расходуют ресурсы. 

Смотреть выступление

Скачать презентацию

2

Новое поколение ЭКБ на радиофотонных принципах для широкополосных каналов связи.

Семенов Александр Анатольевич, Директор департамента науки СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Смотреть выступление 

Скачать презентацию

3

Развитие программных продуктов ГосНИИАС.

Солоделов Юрий Алексеевич, Начальник лаборатории ФАУ ГосНИИАС.

Тезисы: В рамках доклада рассматривается текущее состояние программных продуктов, разрабатываемых в ГосНИИАС: операционная система реального времени JetOS, система сбора и анализа структурного покрытия COVERest и автоматизированная информационная среда управления жизненным циклом. Показана основная функциональность и решаемые задачи.

Смотреть выступление

Скачать презентацию 

4

Применение методов и подходов системной инженерии при разработке изделий гражданской авиационной техники.

Войтишина Мария Сергеевна, Заместитель начальника НИО Аэродинамики ПАО Корпорация ИРКУТ Филиал «Региональные самолеты»;

Тезисы: В докладе представлено описание разрабатываемой на предприятии методологии RFLA, которая сочетает системный подход, рекомендуемый современными стандартами, и традиционные этапы разработки по ЕСКД. Методология RFLA обосновывает внедрение моделеориентированного подхода на всех этапах разработки сложных систем.

Смотреть выступление 

Скачать презентацию 

5

Процесс оценки безопасности авиационной техники с применением модулей ПО Ram Commander

Фоминов Никита Иванович, ведущий инженер по отказобезопасности ООО «Софтвер лабс»

Тезисы: В докладе предложена модель обеспечения безопасности, интегрированная в процесс разработки современной авионики с применением ПО RAM Commander. Рассмотрены основные методы обеспечения безопасности и описана последовательность их применения.

Смотреть выступление

Скачать презентацию 

6

«Виртуальная птица» – модельно ориентированный подход к разработке бортового радио электронного оборудования и систем самолетов транспортной категории

Алексеев Сергей Александрович, Начальник департамента механики полета ПАО Корпорация ИРКУТ Филиал «Региональные самолеты»;

Тезисы: Безопасность полетов; Радиоэлектронное оборудование; Математическое моделирование; Формализованные требования высокого уровня; Валидация и верификация требований; Жизненный цикл ВС; ПО бортовых систем ВС; Р4754А, КТ-178.

Смотреть выступление 

Скачать презентацию

 

 


Доклады, часть I. Трек БВС

Время: 12:00 – 14:00;

Место проведения: Зал Миль

 

МОДЕРАТОР: Директор по стратегическим коммуникациям Группы компаний SPG Ильин Евгений Дмитриевич

 

Информация о докладе

Презентация

1

Проблемные вопросы интеграции крупноразмерных БАС в задачи гражданской авиации

Воронов Владимир Владимирович, Начальник отдела перспективных исследований АО «Уральский завод гражданской авиации»;

Тезисы: Крупноразмерные БАС имеют большой потенциал применения в гражданской сфере. Основные задачи — это: ледовая разведка и мониторинг трассы Северного морского пути, противопожарное патрулирование лесов, поисково-спасательные операции, ретрансляция сигналов радиосвязи.

Главными барьерами интеграции являются: обеспечение безопасного использования несегрегированного воздушного пространства, совместное базирование БАС на аэродромах гражданской авиации, обеспечение непрерывного управления БАС и связи внешнего пилота со службами ОрВД.

Решение этих вопросов лежит в плоскости выполнения проекта с созданием пилотной зоны эксплуатации БАС и создания экспериментального образца БАС для выполнения программы летных исследований и апробации технических решений и организационных подходов.

Скачать презентацию 

2

Пилотная зона городской аэромобильности в Зеленограде

Сычков Владислав Борисович, Генеральный директор ООО «ЦУГАМ»

Скачать презентацию

3

Лазерный подсвет: энергетические критерии

Никитичев Алексей Алексеевич, Генеральный директор ООО «Квантовая оптика»;

Тезисы: Обсуждаются требования к энергии лазерного целеуказателя в зависимости от высоты полета носителя. Показано, что при работе с высоты 3 - 5 км требования к энергии излучения лазера снижаются в 4 раза по отношению к энергетике целеуказателей наземного базирования. Приводятся основные технические характеристики лазерных целеуказателей, выпускаемых «Квантовой оптикой».

Скачать презентацию

4

Подходы к сертификации типовой конструкции БАС

Копысов Дмитрий Владиславович, Заместитель начальника Управления сертификации авиационной техники ФАВТ (Росавиация)

 

5

Интеграция БАС в Цифровую платформу «Небосвод»

Хрипунов Алексей Николаевич, Генеральный директор НИЦ «Аэроскрипт»;

Тезисы: Система организации беспилотного воздушного движения «Небосвод». Новые сервисы системы. Интеграция дронов DJI и аппаратов отечественного производства в систему.

Скачать презентацию 

6

Использование системы АЗН-В в беспилотной авиации

Мишуров Сергей Александрович, Начальник отдела разработки ООО «НПЦ «Авиасистемы».

Скачать презентацию

 

 


Круглый стол «Ключевые вопросы кадрового обеспечения разработки, производства и эксплуатации БАС»

Время: 12:00 – 14:00

Место проведения: Зал Ильюшин

 

ДИСКУССИЮ МОДЕРИРУЕТ: Валентин Андреевич Шумовский. Эксперт по коммуникациям в инновационных проектах, развитию команд лидеров изменений и комплексному управлению инновациями. Сооснователь профессиональной ассоциации бизнес-трекеров.

 

Вопросы круглого стола:

  1. Потребности рынка: голос производителей и эксплуатантов БАС.
  2. Кадры для разных сценариев применения БАС: от агро до спасения.
  3. Принципы построения кадрового обеспечения для формирующейся отрасли: актуальность, мультимодальность, достаточность – работа без ошибок.
  4. Организационная и функциональная структура системы кадрового обеспечения: кого и чему учить.
  5. Необходимые изменения нормативно-правового регулирования.
  6. Профориентация: профессия – небо.

 

Участие приняли:

1. Третьяков Василий Сергеевич, Советник ректора по стратегии и развитию АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035».

Тема доклада: «Реестр специалистов БАС: идея и первые шаги».

Тезисы: В рамках Федерального проекта «Кадры для БАС» планируется создания реестра специалистов БАС. На текущем этапе создается пилотное решение, которое включает в себя классификаторы деятельности операторов и разработчиков БАС, а также биржу специалистов БАС для поиска сотрудников. Особенность реестра – хранение информации о фактах деятельности, что позволяет выполнять анализ требований к деятельности в отрасли и подбирать кадры для выполнения конкретных задач.

2. Волков Александр Георгиевич, Директор Института развития квалификаций Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина).

Тема доклада: «О подходах к кадровому обеспечению БАС: разрывы и пути решения».

Тезисы: Отраслевой кадровый запрос – интерфейс между высокотехнологичной отраслью и системой образования. Подходы к решению основных вопросов кадрового проектирования отраслей должны определяться инструментами национальной системы квалификаций. Профессиональный стандарт – это удобный, понятный и эффективный формат описания квалификационных требований к специалистам отрасли. Отраслевая рамка квалификаций – легитимизированный реестр квалификационных описаний всех профессий отрасли.

3. Сосунов Игорь Владимирович, Заместитель начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ).

Тема доклада: «Актуальные вопросы кадрового обеспечения МЧС России, а также Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС».

Тезисы: Проведение специальной военной операции, необходимость противодействия вызовам и угрозам со стороны стран коллективного Запада потребовали существенной корректировки подходов к подготовке кадров для органов управления и сил, решающих задачи гражданской обороны, задачи предупреждения и ликвидации ЧС. В том числе, существенное повышение значимости применения БАС в зонах ЧС и военных конфликтов потребовало персмотреть взгляды на подготовку операторов БАС в ВУЗах МЧС России.

4. Эйдинов Лев Григорьевич, Руководитель сектора бренда – Руководитель программы обучения БПЛА Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева–КАИ.

Тема доклада: «Обучение внешнего пилота БПЛА: опыт запуска модульного курса на базе КНИТУ-КАИ».

Тезисы: Используя компетенции и заделы в отрасли, в КНИТУ-КАИ был запущен курс внешнего пилота. Курс проходит в очном формате, с тренажерной и летной практикой. Перед запуском курса мы проанализировали рынок, запросы отрасли и страны, а также ожидания клиентов и пришли к пониманию масштабов и специфики потребностей в вопросах подготовки пилотов БПЛА. В качестве решения в КНИТУ-КАИ взяли опыт модульных образовательных траекторий. Такое решение позволяет на базе курса выпускать не только специалистов под определенные задачи отрасли, но и инструкторов по курсу подготовки внешних пилотов, что позволяет масштабировать обучение.

5. Петкау Олег Гергардович, Генеральный конструктор АО «НИИ «Вектор».

Тема выступления: «О кадровом обеспечении направления БАС АО «НИИ «Вектор».

6. Жуков Сергей Александрович, Директор АНО «Аналитический центр АЭРОНЕТ».

 

 

 


Круглый стол «Городская аэромобильность. Реальность или далекое будущее»

Время: 12:00 – 14:00

Место проведения: Зал Камов

 

ДИСКУССИЮ МОДЕРИРУЕТ: PR-директор ООО «Флай дрон» Ивашов Николай Юрьевич 

 

Вопросы круглого стола:

  1. Применение БАС в городе: цели и задачи.
  2. Технологические решения для обеспечения безопасности полетов в городе. 
  3. Типы БВС для городской аэромобильности. 
  4. Цифровые решения для безопасной организации воздушного движения.

 

Участие приняли: 

1. Бахмутская Александра Викторовна, Директор Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Агентство внешнего транспорта»

2. Юрецкий Алексей Владимирович, Генеральный директор ООО «Геоскан».

3. Нестеров Сергей Юрьевич, Директор НПЦ-СПБ ПАО «НПО «Алмаз».

4. Солонин Александр Сергеевич, Директор ООО «Институт радарной метеорологии».

5. Данилов Никита Игоревич, Генеральный директор ООО «Флай Дрон».

6. Хорошанский Артем Евгеньевич, Заместитель генерального директора по развитию АО «Навигатор».

 

 

 


Доклады, часть II. Основная программа.

Время: 15:00 – 17:30

Место проведения: Зал Туполев

 

МОДЕРАТОР: Федоров Никита Сергеевич 

 

Информация о докладе

Видео

Презентация

1

Квантовые компьютеры и авионика.

Кошелев Кирилл Валерьевич, Ведущий инженер-программист АО «Навигатор».

Тезисы: Основные игроки на рынке квантовых компьютеров и программного обеспечения к ним.
Квантовый компьютер как физическое устройство.
Преимущества квантовых компьютеров по сравнению с классическими.
Сферы применения квантовых вычислений.
Задачи для квантовых компьютеров в области авионики.

Смотреть выступление 

Скачать презентацию 

2

Русская доктрина управления и корпоративная культура победы.

Самоварова Ольга Владимировна, к.э.н., МВА, Управляющий Партнер РУКОН СПГруппа.

Тезисы: В современных условиях российским предприятиям необходимы прорывы - в области производственных показателей, внедрения новых технологий, и др.
Любой прорыв невозможен без существенных изменений на предприятии, которому сегодня необходимо меняться на ходу, и с учётом всех новых факторов, включая политическую и экономическую ситуацию в стране, социально-психологическое состояние топ-менеджеров и работников, и др.
Эта задача сегодня актуальна для большинства российских предприятий. Те, что не сумеют приспособиться, будут вынуждены уйти с рынка.
При этом на переднем крае борьбы за выживаемость и конкурентоспособность - находится система управления предприятием. Именно ей сейчас необходимо уделить особое внимание.
В большинстве российских предприятий она сегодня базируется на американском, европейском и японском менеджменте. Однако эти системы управления изначально предназначались для управления коллективами с другими поведенческими характеристиками, т.к. эти страны имеют существенно иные национальные культуры и ценностные платформы, чем Россия.
Опора же на собственные национальные ценности и русскую культуру открывает перед руководителями всех уровней новые возможности для повышения эффективности управления и деятельности российских предприятий.

Смотреть выступление 

Скачать презентацию

3

Портативный аэронавигационный планшет пилота/штурмана.

Власов Максим Петрович, Директор ООО «СЗ РЦАИ». 

Тезисы: Портативный аэронавигационный планшет пилота/штурмана: применение в гражданской и государственной авиации РФ, текущее состояние, тенденция развития.

Смотреть выступление 

Скачать презентацию 

 

 


Доклады, часть II. Трек БВС.

Время: 15:00 – 17:30

Место проведения: Зал Миль

 

МОДЕРАТОР: Директор по стратегическим коммуникациям Группы компаний SPG Ильин Евгений Дмитриевич

 

Информация о докладе

Презентация

1

Проблемные вопросы нормативного обеспечения создания и испытаний беспилотной авиационной техники

Настас Геннадий Николаевич, Начальник отделения проектного комплекса «Роботизированные авиационные системы» ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского»;

Тезисы: Анализ технического регулирования создания беспилотных авиационных систем в Российской Федерации и за рубежом. Состояние стандартизации в части развития БАС в Российской Федерации.

Предложения по категоризации БАС.

Реализация подходов по нормативному обеспечению создания и испытаний КБЛА/БАС.

Скачать презентацию 

2

Стенд полунатурного моделирования САУ БЛА с использованием промышленного шестистепенного роботизированного манипулятора

Петрова Анастасия Александровна, Инженер Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского;

Тезисы: В работе предложена архитектура стенда полунатурного моделирования, позволяющего судить о корректности функционирования натурных образцов компонентов системы автоматического управления (САУ), предусмотренной для установки на борту беспилотного летательного аппарата (БЛА), в первую очередь – вертикального взлета и посадки (ВВП).
Испытываемые образцы компонентов САУ (или БЛА в сборе) закрепляется на роботизированном манипуляторе, обеспечивающем имитацию линейных и угловых перемещений БЛА. Заданный режим полета передается с имитатора наземного пункта управления на БЛА в соответствии с реальной схемой управления данным БВС. На основании сравнения заданных и измеренных (с помощью бортовой системы измерений) значений углового положения и линейных перемещений БЛА, поступающих на вход САУ, формируются команды управления в соответствии с реализованными в контроллере алгоритмами функционирования САУ. Выходные (командые) сигналы САУ, поступающие на вход исполнительных элементов системы управления, а также информация о перемещении приводов передается на моделирующий стенд.
На моделирующем стенде реализуется математические модели динамики полета исследуемого БЛА, а также системы бортовых измерений и приводов системы управления.
С помощью нейросетевой реализации обратной модели динамики и кинематики роботизированного шестистенного манипулятора формируются команды управления поворотами шарниров манипулятором, обеспечивающими угловое и пространственное перемещение БЛА в соответствии с результатами моделирования динамики полета.
Предлагаемый способ испытаний позволяет провести полунатурные испытания системы автоматического управления БЛА ВВП с датчиками системы измерения ориентации и перемещения БЛА и реально функционирующими алгоритмами САУ и приводами системы управления в контуре управления БЛА.

Скачать презентацию 

3

Применение имитационного моделирования в экосистеме БАС

Зигуля Андрей Сергеевич, Генеральный директор ООО «Дилибриум»;

Тезисы: Обзор технологии имитационного моделирования:определение термина «имитационное моделирование»; области применения имитационного моделирования: виртуальный испытательный полигон, сценарное планирование и оптимизация процессов, предиктивное управление; типы моделей и сценариев: модель AS IS, модель TO BE, модель WHAT IS, модель WHAT IF, модель HOW TO; эффекты применения имитационного моделирования.

Решение прикладных задач: проектирование терминалов аэропортов с применением имитационного моделирования. Создание модели пассажиропотоков внутри терминалов, моделирование нештатных и чрезвычайных ситуаций. Определение узких мест, внесение изменений в проектную документацию по результатам моделирования; оптимизация планирования потребности сети аэропортов в запасных частях воздушных судов; ороектирование аэродромной сети малой авиации в условиях крайнего севера. Оптимизация трафика, пассажиро- и грузопотоков; виртуальный испытательный полигон для управления роем беспилотных дронов. 

Скачать презентацию 

4

Применение БАС по задачам МЧС России. Актуальные аспекты развития

Алëшин Вячеслав Владимирович, Старший инспетор Управления авиации МЧС России

Тезисы: Применение БАС по задачам МЧС России. Актуальные аспекты и направления развития беспилотной авиации МЧС России.

Скачать презентацию

5

Оценка минимальных требований к безопасности полетов гражданских БПЛА.

Банников Алексей Владимирович, Начальник сектора Стендового оборудования АО «Навигатор»

Тезисы: В рамках доклада рассматриваются:
- Определение минимальных требований к безопасности БПЛА;
- Виды опасностей БПЛА в полете и их парирование;
- Решения для БПЛА в части обеспечения безопасности полетов.

Скачать презентацию

6

Прогностический сервис для беспилотников.

Кулюшина Алла Валерьевна, Руководитель Прогностического центра ООО «МикроСтеп-МИС»;

Тезисы: Размер, форма и путевая скорость беспилотных воздушных судов, в отличие от малой и большой авиации, делают их более восприимчивыми к определенным погодным условиям. Для повышения безопасности полетов компанией МикроСтеп-МИС разработан прогностический сервис с REST-API для возможности внешней коммуникации. Сервис автоматически обеспечивает пользователя беспилотника комплексом прогностических данных в различных географических точках по протоколам HTTP или HTTPS. Особенностью сервиса является прогноз параметров не только у земли, но и на высотах в слое от 20 до 1500 м.

Скачать презентацию

8

Локальная навигационная система для позиционирования БЛА в условиях отсутствия сигналов ГНСС.

Бойко Андрей Михайлович, доцент Университета ИТМО.

Тезисы: Для отработки автопилотов работать в оборудованном помещении гораздо производительнее, чем на выезде на необорудованном полигоне. А чтобы в помещении было возможно имитировать работу ГНСС необходимо аккуратно имитировать данные от приёмников ГНСС, где самая большая сложность - данные по скорости с точностью 2 сантиметра в секунду. С рядом оговорок такого рода системы есть, но их ошибка по скорости 10 см/c и уровень цен - более $100 000 в не самой производительной комплектации. Мы предлагаем авторскую разработку такого измерительного комплекса и заданной производительностью и более низкой ценой.

Скачать презентацию 

9

Научные исследования и технологический задел в области БАС в СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Куприятнов Михаил Степанович, Руководитель научного и образовательного направлений СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Скачать презентацию 

 

 


Экспертная сессия «Сценарии применения БАС. Средства обеспечения ситуационной осведомленности. Риск-ориентированный подход»

Время: 15:00 – 17:00

Место проведения: Зал Камов

 

Описание экспертной сессии:
БАС применяются в широком спектре отраслей народного хозяйства: более 30-40 сценариев - в сфере мониторинга; отдельный класс задач в сфере защиты растений; также задействован сегмент логистики для труднодоступных регионов, средней мили, последней мили. Все указанные сценарии характеризуются разным уровнем риска использования БАС, соответственно применяют разные требования к системам контроля, наблюдения, обнаружения, слежения и противодействия использованию БАС.
В рамках экспертной сессии участники обсудят и выработают варианты решений по определению технического облика наземной и бортовой инфраструктуры для различных сценариев применения БАС.

 

ДИСКУССИЮ МОДЕРИРУЕТ: Генеральный директор ООО «Консорциум БАС» Барышников Денис Борисович.

 

Участие приняли: 

1. Воронов Владимир Владимирович, Начальник отдела перспективных исследований АО «Уральский завод гражданской авиации».

2. Нестеров Сергей Юрьевич, Директор НПЦ-СПБ ПАО «НПО «Алмаз». 

3. Баутин Георгий Георгиевич, Руководитель департамента управления авиатранспортом АО «Почта России».

4. Сычков Владислав Борисович, Генеральный директор ООО «ЦУГАМ».

Тема доклада: «Пилотная зона городской аэромобильности в Зеленограде».

5. Муниров Виталий Нигаматуллович, Генеральный директор ООО «Курсир».

6. Каниовский Александр Евгеньевич, Первый заместитель генерального директора, сооснователь ООО «ФЛАЙ ДРОН».

Предложить доклад

 

 


Круглый стол «Автоматическое зависимое наблюдение-вещание (АЗН-В) – проблемы при внедрении технологии, предложения по повышению уровня безопасности. Развитие аэронавигационной системы на основе технологий АЗН-В»

Время: 15:00– 17:30

Место проведения: Зал Ильюшин

 

ДИСКУССИЮ МОДЕРИРУЕТ: Директор АНО «Аналитический центр АЭРОНЕТ» Жуков Сергей Александрович

 

Вопросы круглого стола:

  1. Обзор внедрения технологии АЗН-В в Российской Федерации.
  2. Обеспечение кибербезопасности при использовании технологии АЗН-В.
  3. «Технические решения по повышению кибербезопасности при использовании технологии АЗН-В 1090 ES».
  4. Разработка аэронавигационных систем на основе технологий АЗН-В.
  5. Использование технологий АЗН-В в беспилотной авиации.
  6. Роль и место АЗН-В в создаваемых системах DAA.

 

Участие приняли:

1. Лантьев Андрей Александрович, главный инженер ООО «АТИ».

2. Пигарев Виктор Иванович, заместитель главного инженера АО «ЦКБА».

Тема доклада: «Опыт построения систем контроля использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами с использованием АЗН-В».

3. Плясовских Александр Петрович, главный конструктор, д.т.н. АО «ВНИИРА».

Тема доклада: «Обеспечение кибербезопасности при использовании технологии АЗН-В. Защита от спуфинга».

4. Быбин Сергей Сергеевич, заместитель руководителя научно-технического центра бортовых систем ООО «НПЦ «Авиасистемы».

Тема доклада: «О некоторых подходах к криптографической защите сообщений АЗН-В».

5. Семенов Павел Александрович, старший научный сотрудник АО «Навигатор»; Саута Олег Иванович, начальник научно-исследовательского сектора, д.т.н. АО «Навигатор».

Тема доклада: «Разработка аэронавигационных систем на основе технологий АЗН-В».

6. Мишуров Сергей Александрович, начальник научно-технического отдела ООО «НПЦ «Авиасистемы»; Лобачев Александр Александрович, руководитель направления предпроектной работы, к.т.н. АО «Навигатор».

Тема доклада: «Использование технологий АЗН-В в беспилотной авиации».

7. Быбин Сергей Сергеевич, заместитель руководителя научно-технического центра бортовых систем ООО «НПЦ «Авиасистемы»; Худошин Владимир Викторович, начальник научно-технического отдела АО «Навигатор».

Тема доклада: «Роль и место АЗН-В в создаваемых системах DAA».

8. Петухов Сергей Геннадьевич, начальник отдела, д.т.н. ПАО «Туполев».

Тема доклада: «Информационное обеспечение полета роя летательных аппаратов при нарушениях навигационного поля ГНСС».

 

 

 


«Краш-тест» молодежных проектов

Время: 16:00 – 17:30

Место проведения: Зал Туполев

Информация о сессии: «краш-тест» молодежных проектов, где студенты, аспиранты и молодые инженеры получили возможность проверить свои идеи «на прочность», «отбиваясь» от вопросов экспертов в области авиации. В Это уникальная возможность получить обратную связь от экспертов, задать интересуюющие вопросы, продвинуть свой проект на новый уровень.

 

СЕССИЮ МОДЕРИРУЕТ: Валентин Андреевич Шумовский. Эксперт по коммуникациям в инновационных проектах, развитию команд лидеров изменений и комплексному управлению инновациями. Сооснователь профессиональной ассоциации бизнес-трекеров.

 

В роли экспертов выступили: 

Хорошанский Артем Евгеньевич – Заместитель Генерального директора по развитию АО «Навигатор»;

Старковский Даниил Вячеславович – Директор Технопарка «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ»;

Лобачёв Александр Александрович – Руководитель направления предпроектной работы АО «Навигатор»;

Салов Андрей Леонидович – Начальник НИС КБО АО «Навигатор»;

Селиверстов Святослав Александрович – Начальник центра перспективных исследований АО «Навигатор»;

Привалова Наталья Константиновна – Начальник отдела по работе с персоналом АО «Навигатор».